Вторник
16.04.2024
16:07
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Джалильская СОШ №2
    История Джалильской средней общеобразовательной школы №2 Сармановского района, Республики Татарстан, поселка Джалиль.
    Часть I

    "Ученик – не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. Зажечь его можно только тогда, когда горишь сам…". Такими словами начал свой первый педсовет Зямиль Газизович Нигматов, ставший в неполные 30 лет первым директором Джалильской средней школы №2. Это было в 1970 году, в год открытия школы. Твердый орешек достался Зямилю Газизовичу. Коллектив сборный, школа сдавалась с недоделками. К открытию школы директору и учителям пришлось побывать и в роли строителей, и в роли дворников, и в роли снабженцев. Зямиль Газизович участвовал на всех планерках, доказывал, добился нового оборудования. И именно благодаря организаторскому таланту З.Г. Нигматова красная ленточка была перерезана с опозданием всего на один день – 2 сентября. Не работала только пока столовая, не работал и спортивный зал школы. Строители вручили в тот день, 2 сентября, красивый огромный символический ключ от школы. Каждый ученик получил памятную открытку с прекрасным поздравлением, которое сочинил лично сам директор школы.

    Энергичный, творчески мыслящий, Зямиль Газизович сплотил коллектив учителей и учащихся. Это именно он впервые стал организовывать творческие отчеты не только учителей, но и учащихся. Съездили на Украину ребята в пионерский лагерь имени Гагарина – пожалуйста, отчитайтесь: какие песни новые выучили, как пропагандировали творчество Мусы Ждалиля. В октябре 1970 года ребята отчитывались о поездке по городам Поволжья.

    Первое слово – секретарю комсомольской организации, ученику 10 класса Каюмову Геннадию. Отчет сопровождался богатой фотовыставкой. Ребята вели дневник туриста. Многие из них читали записи из личных дневников, читали стихи.

    В 1972 году Зямиля Газизовича направляют на краткосрочные (10 мес.) курсы в г. Москву. Изучив английский язык, Зямиль Газизович уехал в Африку, в Сомали, преподавать математику.В настоящее время Зямиль Газизович Нигматов – ректор Казанского Государственного педагогического университета, он – академик, профессор.

    Первой выпускницей школы №2, закончившей обучение с золотой медалью, была Мисякина Зинаида Алексеевна.

    Это было при Зямиле Газизовиче.
    Похож на артиста,
    Всегда молодой,
    В списке моих адресов,
    Первый директор школы второй
    Зямиль Газизович Нигматов.
    Ученый, писатель, студентов кумир,
    Шагает по жизни размеренно.
    Всегда с удивлением смотрит на мир,
    Добьется высот, я уверена.
    Вот еще один шаг, но это не пик,
    Ты – такой же неугомонный,
    Всегда весел и бодр, и душою не сник,
    В эту жизнь остаешься влюбленным.

    В 1972 году директором школы №2 поселка Джалиль стал Горшков Юрий Иванович. Независимый, прямой, он никогда не трепетал перед высоким начальством. Говорят, риск – благородное дело. Да, Юрий Иванович часто рисковал. Рисковал ради детей, во имя детей, в защиту детей. Например, разжег огромный, прекрасный костер для детей в День рождения Всесоюзной пионерской организации. Это был 1973 год. А праздничный костер и праздник были устроены в удобном для детей месте. Когда стали ворчать на Юрия Ивановича, он принял "бой".

    Была поставлена задача: перейти на кабинетную систему обучения. Учителя во главе с директором Ю.И. Горшковым поехали изучать и перенимать опыт внедрения кабинетной системы в г. Нижнекамск, в школы №6 и №7. Увиденное в этих школах, мнения знающих людей дали толчок для развития, для полета мыслей. Экскурсия в г. Нижнекамск помогла увидеть проблему как бы со стороны, приподняться над ситуацией. В 1974 году школа №2 одной из первых в Сармановском районе перешла на кабинетную систему обучения.

    Дети успешно учились, занимались спортом, школа гордилась первыми победами. Команда девушек – спортсменок заняла первое место в республиканских финальных соревнованиях. Юрий Иванович любил спорт, он организовал учительскую волейбольную команду, сам лично с азартом участвовал в соревнованиях. В настоящее время Юрий Иванович Горшков возглавляет один из педагогических коллективов в Ново-Ульяновске.

    Высокий, добрый и прямолинейный,
    К друзьям приехать он всегда готов,
    Храним мы в памяти благоговейно
    Тебя, наш Юрий Иванович Горшков.

    О Юрии Ивановиче Горшкове напоминает и публикация И. Марданшина в газете "Нефтяник Джалиля" под названием "Правофланговый". В 1976 году приказом Сармановского районного отдела Народного образования директором школы №2 был назначен Махмутов Риф Махмутович. Прежде он многие годы руководил Александровской средней школой Сармановского района.

    В 1977 году методический кабинет школы занял 1-ое место в республиканском конкурсе. В подарок школе вручили огромный телевизор, а заведующую кабинетом наградили туристической путевкой в Закавказье.

    В 1980 году школьная ученическая агитбригада "Алые паруса" заняла 2 место в республиканском смотре агитбригад. (Заместитель директора по внеклассной работе Шаронова Л.А.).

    Пусть приносят рассветы
    Ворох дел нам опять
    Вы – джалильцы, об этом
    Вам нельзя забывать

    (Л. Сорокин)

    Спортсмены школы заняли 1 место в телевизионном конкурсе "Веселые старты" (Преподаватель физкультуры Алимов Анвар Касимович).

    В 1984 году школа №2 заняла 1 место в республиканском конкурсе "Учебнику – долгую жизнь" (Библиотекарь М.Ш. Юзлибаева). И во времена великих событий, счастливых или драматических, и в пору кажущегося затишья разные люди живут по-разному. Одни – борьбой, свершениями, накалом страстей. Другие – скукой, завистью, томлением, робостью. О величии дел многие узнают, лишь тогда когда эти дела, это время уйдут, узнают по книгам да учебникам, а в данном случае из истории школы. Почти со дня основания школы и долгие-долгие годы работал авиамодельный кружок. Руководитель – учитель трудового обучения Шаммасов Марат Халилович. Это талантливый человек. Его всегда отличали упорство, умение трудиться, способность объективно оценивать происходящее, умение творить.

    Итак, кружок Юных авиамоделистов. Занимались в кружке ученики V – IX классов. После уроков кружковцы собирались в мастерские по техническому труду, которые были оснащены необходимым оборудованием. Для успешной работы кружка необходимы были различные материалы: липа, бук, сосна, фанера, дюралюминий, проволока, мерные трубки, смола, клей, красители. Большую помощь в приобретении нужных материалов оказывали НГДУ "Джалильнефть" и Сармановский Дом пионеров и школьников. Чертежи моделей юные авиамоделисты заимствовали из журналов "Моделист-конструктор", "Юный техник", "Крылья Родины". В конце учебного года кружковцы ездили на экскурсию в Бугульминский аэропорт. Там они видели настоящие самолеты.

    Но возвращаясь чуть назад, надо сказать о том, что наступал самый волнующий, полный радостных ожиданий день – испытание моделей. Тренировочные полеты авиамоделей проходили на футбольном поле около школы. Посмотреть на них собирались кружковцы, малыши, школьники, родители. Это были не будни, а праздники.

    Многим кружковцам юношеское увлечение стало маяком в выборе профессии. Бывшие авиамоделисты С. Ракаев, М. Шакиров, А. Назаров окончили Казанский авиационный институт. Кружковцы М.Х. Шаммасова не раз побеждали на республиканских слетах юных авиамоделистов.

    В 1988 году появились классы с углубленным изучением физики, математики и иностранного языка, а в 1989 году открылся компьютерный класс.

    В школе №2 молодые учителя с первых дней работы в своих старших товарищах находили поддержку в полном смысле этого слова. Такие опытные учителя, как Горшунова М.П., учитель биологии Р.М. Михайлов, отличник народного образования А.А. Владимиров, учителя математики Шакирова С.Г., Гадельшина С.Г., участник Великой Отечественной войны Темячев П.Г., учителя Давлетова Э.Х., Ризванова М.З., Шаммасов М.Х., Юнусова Л.А., Хафизова Ф.Р. оказывали молодым учителям всестороннюю помощь. Они зарекомендовали себя настоящими наставниками.

    Темячев П.Г. проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию, собрал огромный материал к открытию в школе Музея боевой славы. А сколько было встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, курсантами военных училищ.

    Однажды прошла встреча с воинами, демобилизованными из Советской армии, курсантами военных училищ. Перед учащимися выступили курсанты Ульяновского высшего военно-командного училища связи имени Г.К. Орджоникидзе Юрий Лобашев, Рифкат Гильмутдинов, Р. Зайнуллин, курсант Оренбургского высшего зенитно-ракетного командного Краснознаменного училища Мунир Гилязетдинов. Они рассказали о жизни, учебе и военной службе в училище, условиях приема в него, вступительных экзаменах.

    Затем перед ребятами выступил младший сержант запаса Сергей Агафонов. Сергей студент второго курса радиотехнического факультета Ульяновского политехнического института.

    До этой встречи Сергей участвовал и на уроках десятиклассников по начальной военной подготовке. По огневой подготовке в полевых условиях Сергей Агафонов демонстрировал разборку и сборку автомата. Командир есть командир. Ребята были очарованы военной выправкой, ловкостью, мастерством и умением Сергея.

    Перед учащимися также выступили студенты Тульского политехнического и Казанского государственного медицинского институтов Рафаэль Сайфуллин, Наиль Асадуллин, вспомнили школьные годы, любимых учителей, говорили о выборе профессии.

    В заключение курсанты и студенты вручили ребятам-допризывникам пригласительные билеты медицинской комиссии военного комиссариата. Встреча оставила незабываемое впечатление. Школа славна своими питомцами. Лицо школы создает тот, кто из нее вышел… "Осторожно прикасайся к человеку, - учим мы детей, подростков, юношей, - жить среди людей – это все равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля". Это слова Василия Александровича Сухомлинского.

    В течение 10 лет в школе проводились конференции по произведениям В.А. Сухомлинского. Период подготовки к ним, наряду с изучением произведений В.Д. Сухомлинского, являлся размышлением над собственным опытом, изучением и обобщением опыта своих товарищей, стимулом к внедрению передовых приемов в практику всех педагогов.

    "Педагогические конференции по книгам В.А. Сухомлинского настраивают меня на доброту, на высокие чувства, на еще большую любовь к детям. Книги В.А. Сухомлинского воспитывают, обогащают, зовут к самоусовершенствованию, работе над собой." ( Мадина Наиловна Сафина ) Кстати, активная участница педагогических чтений, конференций по В.А. Сухомлинскому. Дети – это самый пытливый народ. Их девиз "Бороться и искать, найти и не сдаваться".

    К 20-летию поселка ребята стали накапливать материал, относящийся к истории поселка. 20 лет поселку – это не очень большой срок. Однако, за прошедшие годы иные первостроители уехали, другие ушли из жизни. Поэтому многие относящиеся к истории поселка события были забыты. К числу их относится имя автора памятника Мусе Джалилю, воздвигнутого в поселке.

    Каждый год в течение пяти лет один из отрядов получал задание: найти автора памятника. И лишь VII Б класс успешно справился с этой задачей. После получения задания ребята встретились с первыми жителями поселка, написали письма в Министерство Культуры РТ, в редакцию газеты "Яшь Ленинчы", в Сармановский районный отдел культуры. Настойчивый поиск ребят увенчался успехом. Учащиеся получили письмо от корреспондента газеты "Яшь Ленинчы" И. Самигуллиной, в котором она сообщила, что автором памятника является скульптор Науфал Адылов. Учащиеся не успокоились на этом, написали письмо самому скульптору.

    И от него пришло ответное послание, в котором он писал: "Дорогие ребята! Содержание и смысл памятника таковы: находясь в неволе, в застенках врага, солдат-поэт не потерял духа и силы воли, продолжал бороться против врагов не только оружием, но и стихами. Человек силен не оружием, а духом…" Ребята неустанно искали и ищут новые документы, свидетельства, материалы о рождении, развитии своего поселка. Гомон голосов резвящейся ребятни с непривычки оглушает. Засидевшимся за время уроков школьникам просто необходимо выплеснуть накопившуюся энергию, которой у них на зависть взрослым хоть отбавляй. Вот поэтому так важны уроки физкультуры, физкультурные пятиминутки, спортивно-оздоровительные часы и, конечно, спортивные секции, соревнования. В школе хорошо поставлена была спортивная работа. Учитель физкультуры Алимов А.К. всегда пропагандировал спорт, здоровый образ жизни и лучшие спортивные достижения воспитанников школы №2.

    Он писал замечательные статьи в республиканских, районных, местных газетах и создал в своем школьном кабинете печатную эпопею спортивной школьной жизни. Вот названия его статей тех лет: "Спортивные семьи", "Зональные соревнования", "Подарок родителей", "Не подводят в учебе и спорте", "Лучше подготовиться", "Если хочешь быть здоровым …", "Все трое чемпионы", "Яблоко от яблони", "Его ждет класс", "Дорогие мои ученицы", "В новый век с новыми победами", "Мини-футбол". Учителя школы достигли значительных успехов в обучении и воспитании на уроках и внеклассных мероприятиях. Именно их опыт обобщил школьный методический кабинет. 18 февраля 1978 года в школе прошел семинар заведующих районными отделами образования. Вот что написал заведующий Буинским РОНО: "Не жалею, что приехал издалека в школу №2 р/пос. Джалиль. Посещение методического кабинета на меня оставило большое впечатление. Это – научная лаборатория педагога. Стоило только из-за этого кабинета приехать. А главное, все-таки, коллектив. Это они – сплоченные, организованные вместе с родителями могут осуществлять такую большую работу".

    22 ноября 1979 года школу посетили инспектор Минпроса ТАССР Мальганов, методисты ТИУУ Носов С.С. и Ижбулатов М.Р. Вот какую запись оставили они: "Побывав в вашей школе, выражаем восхищение вашим методическим кабинетом, работающим под руководством завуча школы Марковой Л.В. Методкабинет является центром методической работы как школы, так и всего района, и самое главное – действующим. Выражаем удовлетворение работоспособным, творчески работающим коллективом учителей и воспитателей под руководством такого опытного директора школы Махмутова Р.М.

    Отличаем работу КИДа, а также работу вокруг имен М. Джалиля, особенно учителя татарского языка Шариповой Ф.З., у которой накоплен богатый материал, работу пионерской организации, 8 лет правофланговой, руководящую роль комитета ВЛКСМ". 22 декабря 1983 года в районной газете "Ленинец" была помещена статья заведующего РОНО М.С. Антипова, которая называлась "Нравственное воспитание в процессе труда". Вот что он писал: "…Успешно решаются вопросы нравственного воспитания в Джалильской средней школе №2, где директором школы Р.М. Махмутов. В качестве примера можно рассмотреть проведение в школе субботника по сбору макулатуры и металлолома, посвященного памяти выпускника школы Рифката Миннекаева. В нем проявились отношение учащихся к труду, их понимание дружбы и товарищества, патриотизма и интернационализма. Учащиеся к нему хорошо подготовились. Для проведения субботника был создан штаб, при нем была организован пресс-группа. Она подготовила объявления, плакаты, другие информационные материалы.

    Субботник начался митингом. На нем присутствовали родители и друзья Рифката Миннекаева, погибшего в борьбе против черных сил империализма. Митинг принял решение: отметить день субботника ударным трудом и перечислить заработанные деньги в фонд Мира. Слова подкрепили делом… Положительное отношение, любовь к труду старается воспитать у своих питомцев отличник народного образования Исмагилова Р.С. После того, как пионерский отряд руководимого ею класса стал носить имя выпускника школы Рифката Миннекаева, все трудовые операции отряд проводит под девизом "За себя и за того парня…". Досуг ученика – золотое время.

    Его надо использовать целенаправленно. Единство действий семьи, школы и общественности служит выполнению этой задачи. Организацией взаимодействия школы, семьи, общественности занимались созданные на предприятиях Советы содействия семье и школе. В поселке они действовали в большинстве цехов и пропагандировали передовой опыт семейного воспитания, выносили важные вопросы на обсуждение профсоюзных и общих собраний рабочих и служащих. Такая тесная связь, сотрудничество установилось, например, между коллективом цеха автоматизации производства и классными руководителями Михайловым Разумом Миннебаевичем, Игнатьевой Маргаритой Ивановной и Шакировой Савией Гатауловной.

    В 80-е годы стала набирать силу воспитательная работа по месту жительства. Общественные советы координировали воспитательные усилия школы, семьи и общественности в микрорайоне. В Доме техники, в школе проходили встречи и беседы, приглашались интересные люди поселка. На одну из встреч с учащимися пришли хирург Джалильской участковой больницы А. Аюпов, оператор нефтепромысла №1, делегат XXV съезда партии, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного знамени А. Садриев. Действительным приемом в работе с детьми стало краеведение и туризм. Походы по родному краю, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

    Очень часто в школу по приглашению ребят приходили участники Великой Отечественной войны, орденоносцы Герасимов Александр Ксенофонтович и Сидоров Николай Константинович. Дети всегда внимательно слушали их, т.к. выступления этих ветеранов вызывали у ребят особое, тревожное, взволнованное и трепетное чувство. Это были настоящие уроки мужества и патриотизма.

    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям,
    Давайте, люди, никогда,
    Об этом не забудем.
    Эта память – верьте, люди, -
    Всей земле нужна.
    Если мы войну забудем,
    Вновь придет война.
    Роберт Рождественский

     

    1986 … В школе вопрос профессиональной ориентации и обучения учащихся труду постоянно находились в центре внимания. В претворение в жизнь школьной реформы большой вклад вносили преподаватели труда Линиза Гаязовна Шарифуллина и Вазира Мухаметдинова Махмутова. Они обучали вязанию, вышиванию, шитью. На уроках, в основном на занятиях кружков "Юная мастерица" и "Умелые руки" ученицы шили занавески для школы, постельные принадлежности для детских садов, фартуки для поваров. Очень благодарны были им ребята за палатки для пришкольного оздоровительного и спортивного лагерей.

    Кружком "Умелые руки" для мальчиков руководил М.Х. Шаммасов. Сначала ребята знакомились, затем осваивали художественную обработку дерева, геометрическую резьбу.

    А приобретенные навыки дети применяли на деле. Они украсили плоскорельефной резьбой интерьер школьной мастерской, интерьеры некоторых классов, оформили стенды "Дело мастера боится", "Человек славен трудом". Кроме этого ребята вырезали сказочных героев, персонажей из книг, мультфильмов и дарили малышам детских садов, а также гостям.

    Учащиеся участвовали в озеленении поселка, оказывали шефскую помощь детским садам, работали в подсобном хозяйстве, выполняли посильные заказы. Приобретенные на уроках и кружковых занятиях навыки помогли ребятам в выборе будущей профессии. В 1985-86 учебном году 8 выпускниц школы вместе с аттестатом зрелости получили свидетельства швей-мотористок 2 разряда. А Зиннурова Г. Избрала профессию кондитера и в последствии окончила кулинарный техникум.

    Без творчества нет учителя. Для реализации идей развивающего и дифференцированного обучения необходимо было осмысливать свой опыт и опыт педагогов-новаторов. В течение 2-х лет учителя математики во главе с Н.А. Юшковой по субботам ездили в Бугульму, в школу №6 на уроки математики к Анатолию Васильевичу Ефремову. Замечательный педагог-новатор, он разработал свои планы и учебники.

    "Свое" может родиться из размышлений о чужом опыте. Тем более, что есть аксиома: общение с умным человеком дает толчок к рождению мыслей, а от них уже не далеко и до рождения конструктивных идей.

    В нашу школу идут, нашу школу выбирают, о нашей школе говорят. Не важно, что говорят, важно, что начинают спорить, сотрудничать и соучаствовать. Всегда из нашей школы выходят с доброй улыбкой. Только в нашей школе густо, а не пусто. Только в школе №2 были такие учителя, как Николай Кучумов. Он – выпускник Елабужского государственного педагогического института. Николаю Михайловичу присвоено высокое звание "учитель-методист", т.е. учитель первой категории, награжден медалью "Ветеран труда". Н.М. Кучумов – член совета РОНО.

    В 1988-89 учебном году Николай Михайлович преподавал в спец-классе с углубленным изучением физики. Все учащиеся отлично знали, что утвердить себя в глазах Николая Михайловича моно только старательным трудом, любознательностью и смекалкой. Вот что писал об этом ученик Николая Михайловича Юзлибаев Марат: "Физика – это изумительная наука. Она интересна, но в тоже время сложна.

    Урок физики для меня – это урок волшебства. Мы любим этот предмет и за это спасибо учителю." Как-то я беседовал с Николаем Михайловичем. Он сказал: "Я люблю свою работу, люблю детей. Что такое учительская любовь к детям? Это переживание за них. Помочь ученику отыскать "изюминку" собственной индивидуальности, освободить её дремлющие силы, дать простор их развития – что может быть важнее этой задачи? И благороднее? И труднее? Ия думаю, что многое в этом плане мне уже удаётся…"

    У учеников Кучумова Н.М. глубокие и прочные знания. Этому способствует оборудованный им замечательный кабинет физики. Он вложил в свой кабинет столько творчества, фантазии, мудрости, что удивлялись все гости и коллеги. Именно в этом кабинете рождалась профессиональная ориентация школьников. Среди выпускников школы№2 много тех, кто избрал профессию, связанную с физикой. Окончил МИФИ, МФТИ, КАИ, МИНГ имени Губкина и АЛГНи.

    О работе Н.М. Кучумова в 1988году рассказала Н.А.Юшкова в газете "Ленинец" и Маркова Л.В. в газете "Нефтяник Джалиля". Если человек в течение всей жизни занимался одним и тем же делом, значит, это было его призвание. Риф Махмутович Махмутов в течение 14 лет руководил Джалильской средней школы№2. Часто можно было слышать из его уст такие слова: "…Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Надо понимать движения детского сердца…" Вы вели педсоветы со всею душой,

    Проблемы, вопросы распутав.
    Голос Ваш, такой властный, приятный, густой,
    Риф Махмутович Махмутов.

    В 1990 году директором школы назначена Шаронова Любовь Александровна.

    Школы директор, школы опора,
    Это ведь фраза не праздная,
    Очень на месте, поймете вы скоро –
    Наша Любовь Александровна.

     

    Педагогическая идея – это крылья, на которых парит коллективное творчество. Идея воодушевляет коллектив, и начинается самое интересное и самое нужное в школьной жизни – коллективная исследовательская работа.

    В 1994 году учитель информатики Садыков Р.Р. занял 1-ое место в республиканском зональном конкурсе учителей информатики. В 1995 году учительница русского языка и литературы Л.Г.Маринина стала Учителем года Сармановского района.

    В этом же году был открыт филиал Казанского экономико-правового колледжа.

    В 1996 году учительница химии Р.Т.Бурина признана лауреатом премии НГДУ" Джалильнефть". Творчество учителя может родиться только в работе. Для того, чтобы человек творил, ему необходимо поле для творчества…. И уверенность в том, что творчество будет оценено.

    В 1996 году в школе прошёл районный семинар учителей физики и информатики. Проведены были открытые уроки по новой технологии, была представлена богатейшая выставка на тему" физика вокруг нас". Учителя Садыков Р.Р., Халикова Л.А. поделились своим опытом по индивидуальной проблеме.

    В этом же году прошёл в школе районный семинар учителей начальных классов. Программа Семина была такой: 1) Открытые уроки. 2) Выставка творческих работ учащихся по теме "Оригами". 3) Интеллектуальная игра для учащихся 3 классов "И таланты, и сноровка – все идет от подготовки"

    Чувство нового, постоянный поиск эффективных форм и методов обучения – вот черты, которые характеризуют педагогов-мастеров Якупову Г.Ф., Рябченко О.С., Гарайшену Н.Г., Герасимову Г.И., Сафину М.Н., Зарипову Р.М., Даровшин О.В., Габдулхаеву И.З., Фатыхову Г.Г., Веретенникову В.П. и др.

    Среди тех учителей среднего и старшего звена, кто отдавал все силы и знания, кто интересовался всем новым в педагогике, кто отлично видел, владеет приемами педагогической техники, можно назвать Бурганову А.С., Владимирова А.А., Тухбатову Р.С., Гадельшину С.Г., Шакирову С.Г., Жирнову Н.Н., Габдулхаеву Ф.З., Талипову С.А., Гордюшину Л.З., Бурину Р.Т., Талибуллину Н.Н., Евстафьеву И.В., Зямилову Г.Р., Рахимову Д.А. и других.

    Коллегия Министерства образования России в декабре 1996 года впервые наряду с традиционной признала существование двух параллельных систем в начальном образовании – систему Д.Б. Эльконина – системе Д.Б. Эльконина-Давыдова работали учителя Гарайшина Н.Г., Сафина М.Н., а по системе Л.В. Занкова учили детей Рябченко О.С., Зарипова Р.М., Муртазина Р.Г.

    Удачно были использованы идеи сотрудничества Ш. Амонашвили, резервы обучения скоростному чтению по владиславу Зайцеву. Несколько лет в начальных классах велась риторика. "Риторика есть наука … красно говорить и писать…" "Кто в сей науке искусен, тот называется ритор". (М.В. Ломоносов) С успехом этот новый предмет преподавали Горшунова М.П., Веретенникова В.П., Давлетова Э.Х.

    Школа – это совет духовности. По инициативе заместителя директора школы Саляховой Г.С. ученикам и учителям объявили дни памяти безвременно ушедших из жизни воспитанников, выпускников Джалильской средней школы №2. Горели в такие дни поминальные свечи, пеклись блины, звучали стихи. Притихали дети, медленно проходя мимо стенда с именами тех, кого уже нет в живых. Вспоминали учителей ушедших из жизни. Стало доброй традицией – чествование на выпускных вечерах мам и бабушек, в одиночестве вырастивших хороших парней и девчат. Блестели слезы на глазах присутствующих, когда в знак благодарности от педагогов школы на их плечи ложились платки.

    Именно желание донести до своих воспитанников вечные истины: сочувствия-сострадание и заставили педагога-организатора А.М. Хусаинову и классного руководителя 11 класса Р.Т. Бурину организовать шефские поездки детей в Н-Кашировскую школу-интернат. Как были рады дети домашним пирогам, привезенным учениками школы №2! А какой бурный отклик в школе получило обращение собрать для интернатовцев одежду! Приносили все самое лучшее.

    Ту же цель – воспитание высоконравственного человека преследовала и классный руководитель 6 А класса Тамара Петровна Кузьмина, приучавшая своих подопечных заботиться о малышах, проводя вместе со своими детьми много высоконравственных, несущих добро мероприятий в подшефном классе.

    Помня об огромной силе воздействия искусства в живом исполнении, в непринужденной обстановке, учителя Т.В. Илюхина и Р.Т. Зиннурова организовали экскурсии детей в музей изобразительного искусства, в картинные галереи Набережных Челнов, Альметьевска и в Джалильскую детскую художественную школу.

    Учителя школы "сеют разумное, доброе, вечное". В 1996 году впервые в истории Сармановского района Гиззатуллина Алсу стала призером республиканской олимпиады по английскому языку. Это "продукт" ведущего учителя Шайдуллиной Разины Саитовны. В поселке Джалиль Сармановского района всего два ведущих учителя и поэтому в истории школы Разине Саитовне посвящается отдельная страница.

    <>pШакирова Разина Саитовна – учитель английского языка. У ее учеников огромный интерес к предмету. На уроки к Разине Саитовне ребята идут с удовольствием.

     

    У Разины Саитовны многому учатся как начинающие учителя, так и опытные. В своей работе учитель Шакирова С.Г. использует одну из новинок зарубежной методики преподавания – проекты. Это самостоятельно организуемая школьниками деятельность, где оперирование иностранным языком происходит в интелектуально-эмоциональном контексте другой деятельности. Разина Саитовна подбирает материал для проектных заданий не из учебника, а реальный материал – из жизни. Такой вид работы развивает мотивацию обучения и очень нравится детям. Вот уже 12 лет она успешно руководит районным методическим объединением учителей иностранного языка.

    Внеклассная работа не может не способствовать развитию устойчивого интереса к предмету. Отличные результаты показывают ее ученики на районных и республиканских олимпиадах. Педагог-новатор, талантливый учитель, энтузиаст всех интересных начинаний в школе. Шакирова Р,С, за 35 лет работы создала богатую творческую лабораторию, которая постоянно обогащается новыми педагогическими технологиями. Отрадно и показательно, что опыт и знания повторяются в судьбах ее учеников. И не удивительно, преподаватели вузов ее питомцам всегда задают вопрос: "В какой спецшколе вы учились?", отмечая высокий уровень их подготовки. Ежегодно многие ее ученики поступают в вузы на факультет иностранного языка.

    Более двадцати ее выпускников работают преподавателями в школе. Махмутова Алсу преподает английский язык в КГУ, Гарипова Альбина учится в аспирантуре и работает в КГПУ преподавателем, Маркова Елена преподает английский язык в Альметьевском нефтяном институте; Юнусова Лилиана работает менеджером в российско-английской компании в Москве; Андрей Семенов – в Северной Канаде, Ленар Сопбухов окончил Московский лингвистический университет им. Тореза. В настоящее время в Казанском государственном педагогическом университете на факультете иностранных языков учатся 10 выпускников школы №2.

    В 1994 году на фасаде школы открыты две мемориальные доски, увековечивающие память бывших выпускников Джалильской средней школы №2, героев-афганцев Сергея Притулы и Рифката Миннекаева.

    Ты жил, Рифкат, всего лишь 20 лет.
    Ты очень молод, но уже известен!
    Ты жив и будешь жить в сердцах людей.
    Ну, а потом, потом ты станешь песней.
    (Лена Казакова, 5 класс )

     

    В 1995 году школа отмечала свое 25-летие. На праздник первого звонка приехали гости, среди них глава районной администрации А.М. Залаков, начальник НГДУ "Джалильнефть" Н.З. Муртазин, первый директор школы З.Г. Нигматов, заведующий РОНО Т.Х. Исмагилов, председатель поселкового Совета Х.Г. Васиков, руководители цехов, первые учителя, приехавшие из Казани, Елабуги, Альметьевска, многочисленные выпускники.

    Даже "Боги" в лице молодых учителей в античных одеяниях спустились в этот день с небес, чтобы осыпать зернами добра и знаний всех учеников и в первую очередь тех, кому 1 сентября 1995 года впервые предстояло переступить священный порог школы.

    Чествовали и молодых учителей. Н.Г. Муртазин преподнес в дар школе цветной телевизор и видеомагнитофон импортного производства, а на расчетный счет НГДУ перечислило 20 миллионов рублей. ОРС для кабинета иностранного языка преподнес магнитофон. "Здравствуй, школа! Здравстуйте, Джалиль и Джалильцы! – слова первого директора школы Зямила Газизовича Нигматова утонули в шквале аплодисментов.

    Его у нас помнят. Помнят потому, что он оставил после себя хороший след в поселке. Школе Зямиль Газизович подарил свои научные труды и магнитофон.

    От имени администрации поселкового Совета Х.Г. Васиков преподнес трехрядный баян, школе было подарено несколько великолепных картин и библиотечек.

    На торжественной линейке с теплыми словами обратился ко всем присутствующим А.М. Залаков. От имени районной администрации он вручил директору школы Шароновой Л.А. поздравительный адрес и преподнес школе импортный цветной телевизор. Глава администрации Сармановского района вместе с заведующим РОНО Т.Х. Исмагиловым за долголетний, добросовестный труд и в связи с 25-летием школы №2 вручили ценные подарки и Почетные грамоты Л.В. Марковой, Л.А. Юнусовой, Т.П. Кузминой, Ф.З. Габдулхаевой, А.К. Алимову, М.Ш. Юзлибаевой, Л.И. Владимировой, Ф.Б. Хафизовой, М.П. Горшуновой. Пусть эти люди, работавшие с первых дней открытия школы, их фамилии войдут в историю школы: Маркова Л.В. – работала заместителем диретора школы и учителем русскогоязыка и литературы со дня основания школы до 8 октября 2002 года.

    Отличник народного образования, Отличник просвещения СССР, делегат V республиканского съезда учителей, переписывалась с В.А. Сухомлинским, вела в школе клуб "Сухомлинец". Автор многочисленных публикаций о школе, учителях, родителях, печаталась в журнале "Народное образование", газете "Педагогический вестник", районной и поселковой газетах. Л.А. Юнусова – учитель истории, Отличник народного образования, несколько лет успешно работала заместителем директора школы, образцовый классный руководитель, удивительный организатор всех общественно-политических зачетов, конференций; отличный психолог, умела найти подход к "трудным" детям и упорно работать с ними. Мастер-организатор трудовых десантов.

    Т.П. Кузьмина – учитель химии и биологии. Ее всегда отличали мудрая взвешенность, отличное знание психологии детей любого возраста. Она ходила в походы с детьми, на экскурсии не потому, что это нужно, а потому, что сама самозабвенно любила это дело. Дети всегда и всюду тянулись к ней. Двенадцать лет Тамара Петровна Кузьмина отдала поселку Джалиль; сначала секретарем поселкового Совета, а потом была избрана Главой поселковой администрации.

    Ф.З. Габдулхаева – учительница татарского языка и литературы, отличалась активным поиском новых идей, имела потребность поиска новых идей, новых решений педагогических задач. Учитель-методист. Нестандартные уроки, творческие отчеты, богатая лаборатория кабинета, использование на уроках материалов из местной печати, республиканских детских журналов и газет – все это помогало привить детям любовь к родному языку. Вместе с ребятами она собрала богатейший материал по творчеству Мусы Джалиля. Об опыте работы Ф.З. Габдулхаевой рассказал журнал "Магариф".

    А.К. Алимов – учитель физкультуры, заслуженный учитель школы Республики Татарстан. Преподает увлеченно, любит и знает свой предмет, стимулирует и создает условия для самовоспитания подростков, помогает развивать им силу воли. Учитель славен тем, кого он вырастил: 5 мастеров спорта СССР, 10 кандидатов в мастера спорта СССР, около 16 педагогов-тренеров – все они делали первые шаги в школе №2.

     В г. Казани проходил конкурс "Играй гармонь!", на котором приняли участие гармонисты из городов России, Казахстана и многих районов Республики Татарстан. Среди них был и Алимов А.К. Приятно, что талант нашего земляка, любителя-гармониста не остался незамеченным: Анвар Касимович стал лауреатом премии имени Файзуллы Туишева и занял третье место.

    Юзлибаева М.Ш. – библиотекарь школы. Многие годы при библиотеке работал кружок "Друзья книги". Библиотека в свое время была награждена Почетной грамотой Министерства образования РТ, она принимала активное участие во всесоюзном конкурсе "Живи, книга!". А в 80-е годы юные книголюбы школы №2 были удостоены Диплома за призовое место в литературном конкурсе Республики Татарстан "Край любимый Татарстан". Это заслуга, в первую очередь, школьного библиотекаря. В 1984 году школа заняла 1 место в республиканском конкурсе "Учебнику – долгую жизнь". Далее.